В следующем, 1895 году вышел сборник «Chefs d'Oeuvre» («Шедевры»), подписанный полным именем автора. В 1897 году появилась книга новых стихов «Meeumesse» («Это — я»). Сборники ошеломляли своей необычностью, дразнили воображение непривычными образами и даже пугали читателя. То его убеждали, что любовь—это «палящий полдень Явы»; то приглашали мечтать «о лесах криптомерий» или разделить утверждения автора о ненависти к родине и любви к некоему «идеалу человека». Но за этими внешними эффектами и эпатажем вырисовывалось нечто более серьезное и глубокое.
Вызывающая дерзость и пряная экзотичность выступали резким противопоставлением господствовавшим канонам слащавости, поэтической сглаженности и красивости. Известно объяснение популярных строк, вызвавших в то время немало иронических комментариев:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
По этому объяснению: латании — комнатные пальмы, чьи резные листья отражались по вечерам на кафельном зеркале печки в комнате Брюсова. То же самое и о месяце, который в этом стихотворении оказывается по соседству с луной. Здесь, по словам жены Брюсова, подразумевался большой фонарь, горевший напротив окна его комнаты. Вполне возможно, что толчками к созданию этих образов послужили именно эти житейские впечатления. Но важно здесь другое — стремление Брюсова придать вещественность этим преходящим впечатлениям, четко их зафиксировать, сообщить зыбким и неясным чувствам и ощущениям особую рельефность. Также и любовные стихи этих сборников, наполненные ошарашивающими сравнениями и уподоблениями, их яркие и странные картины служили тому, чтобы раскрыть силу человеческого чувства, богатство страстей и желаний человека. Брюсов писал «Моя любовь — палящий полдень Явы» вовсе не потому, что испытывал какое-то особое, всепоглощающее чувство, ни на что не похожую испепеляющую страсть. Он стремился подчеркнуть этим право человека на такую любовь, на такое чувство.
В «завете», обращенном к «юному поэту»: «Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно!» — читается не только последовательная эгоцентричность, не только противопоставление себя миру, но и требование внимания к человеческому духу, к внутренней жизни человека, к его интересам и желаниям.
За внешним стремлением эпатировать публику, поразить ее непривычностью и экзотичностью не то чтобы образов, а больше строк и выражений рисовалось другое — неприятие мира унылого бытия, мещанского благополучия, вялого либерализма. Поэту мог видеться в этом протест против условий жизни, гнетущих человека, душащих и уродующих его, против всевластных норм мещанского комфорта и жизненного благополучия.
Уже в ранних стихах у Брюсова возникает тема
одиночества, горькое ощущение отсутствия контакта с окружающими. Хотя он и провозглашает, что не знает других обязательств, кроме «веры в себя», но все чаще говорит о невозможности человеческой
духовной близости из-за характера жизненных условий. «В безжизненном мире
живу», - замечает он в одном из
стихотворений.
Есть еще одна характерная грань в ранних стихах Брюсова. Он не случайно открыл сборник «Juvenilia» («Юношеское») быстро ставшим популярным «Сонетом к форме»:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
Слова об «отточенной и завершенной фразе» стали для Брюсова своего рода credo его литературной деятельности. Уже в юношеских стихах видно стремление к почти математической выверенности и ювелирной отточенности строк.
В конце 90-х годов происходят значительные перемены в модернистских течениях в литературе. Если в начале и середине 90-х годов модернизм обнаруживал себя отдельными разрозненными выступлениями ряда поэтов и публицистов, то на рубеже веков он постепенно приобретает и более оформленный и более широкий характер. В 1899 году открывается журнал «Мир искусства». В 1901 году в Москве возникает издательство «Скорпион», ставшее основным центром, вокруг которого группировались символисты. В эти годы Брюсов знакомится и сближается с К. Бальмонтом. В его окружении появляются А. Курсинский, А. Миропольский, Г. Бахман и другие молодые поэты и литераторы, тяготевшие к «новой поэзии». Символизм постепенно вырисовывается не как вздорное литературное чудачество нескольких молодых людей, а как определенное литературное течение. Уже отпала необходимость публиковать статьи и стихи под многочисленными псевдонимами, чтобы создать видимость школы. Она начала свое существование.
Одной из первых книг, выпущенных книгоиздательством «Скорпион», стал сборник Брюсова «Tertiavigilia» («Третья стража»). «Любимцы веков» — так назвал Брюсов один из основных -р-азделов книги. Этот заголовок или близкие ему будут встречаться не раз в его последующих сборниках, практически в каждом из них будет раздел или цикл стихотворений, посвященных истории. В «Третьей страже» перед нами проходят древняя Ассирия, Двуречье, Египет, Греция, Рим, европейское средневековье и Возрождение, первые века отечественной истории и относительно близкое по времени событие — наполеоновская эпопея. Под пером поэта возникают и реальные исторические лица, и герои мифов, безымянные персонажи разных эпох, долженствующие выразить характерные черты своего времени. Все эти стихи меньше всего напоминают «реконструкцию прошлого», стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать картины на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности. «Голос родных теней» дорог поэту не только сам по себе, не только величием мысли героев прошлых эпох, но и тем, что в нем явственно слышно то, что особенно важно сейчас самому поэту.
Спустя три года после появления «Третьей стражи», в конце 1903 г., вышел следующий поэтический сборник Брюсова «Urbі etOrbі» («Городу и миру»). Рецензируя его, А. Блок писал: «Рассуждение о совершенстве формы и т. п.— представляетсянам по отношению к данной книге общим местом. Едва ли кто решится упрекнуть Брюсова с этой стороны. Для этого требовалось бы чересчур крупное невежество, которого мы в нашем читателе предположить не можем... Анализируя книгу с точки зрения содержания..., мы могли бы указать на самый общий принцип — «волю к жизни», о котором ясно говорит «Вступление». Заключая свои заметки, А. Блок делал следующий вывод «Книга «Urbi et Orbi», превзошедшая во всех отношениях предыдущие сборники стихов Брюсова, представляет важный и знаменательный литературный факт. Беспочвенное «декадентство» осталось далеко позади, и путь к нему окончательно загражден».
В конце декабря 1905 года, в разгар вооруженного восстания в Москве, на прилавках книжных магазинов появилась очередная книга стихов Брюсова «Stephanos» («Венок»).
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый,
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Этими строками начато стихотворение «Кинжал», открывающее раздел «Современность». Брюсов повторил заглавие знаменитых лермонтовского и пушкинского стихотворений и еще больше подчеркнул эту связь, взяв эпиграф из «Поэта» М. Лермонтова, в котором несколько поколений русских читателей видели одну из вершин русской гражданской поэзии. Такое умышленное и настойчивое подчеркивание возврата к данной традиции после всех декадентских речений о «новых шагах» и «разрыве связей» было наполнено большим общественным смыслом.
Хотя Брюсов имел возможность близко наблюдать многие революционные события 1905 года, в его стихах напрасно искать отражения конкретных событий, реальных случаев, образы восставшего народа. Революция предстает в грандиозных, но отвлеченных картинах. И причина здесь не только в склонности Брюсова к приподнятому, несколько экзальтированному, декламационному письму. Дело было в самом понимании революции. Она представлялась Брюсову взрывом стихийных сил, природным катаклизмом.
Смести, сломать, разрушить, уничтожить — вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет построен и на каких основах — все это представлялось Брюсову в высшей степени туманно и неопределенно.
Свобода, братство, равенство, все то,
О чем томимся мы, почти без веры,
К чему из нас не припадет никто,—
Те вкусят смело, полностью, сверх меры —
таким рисуется поэту будущий мир. Он станет «общим даром идущих поколений». Его построит «вольный человек», вся земля обратится в единый общий город. Это было утопическое видение, видение оптимистическое, жизнеутверждающее, но весьма далекое и к тому же несколько сказочное по своему характеру. Пока же — разрушение всего существующего и забота о том, чтобы сохранить «зажженные светы» культуры.
В 1908—1909 годах Брюсов выпустил трехтомное собрание своих стихов «Пути и перепутья», объединив в нем все сборники, которые выпускались ранее. Последний, третий том составил новый сборник «Все напевы». Это было не случайное издание. Брюсов расценивал трехтомник как серьезный внутренний рубеж. Он как бы подводил итог своим прежним исканиям и открывал новый этап в своем творчестве.
Резким контрастом господствовавшим в то время в литературе антигуманным идеям и представлениям прозвучала знаменитая брюсовская «Хвала Человеку».
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
Брюсов славит человека — творца, строителя, созидателя, славит мощь его ума, его способность обратить на благо себе все силы природы.
Это же стремление проникнуть во все тайны жизни, познать ее во всей полноте и воплотить это знание в творчестве должно, по Брюсову, вести и поэта. Никакие радости мира не могут и не должны отвлечь поэта от его призвания, от его труда. Образ поэта у Брюсова все больше приобретает черты пытливого ученого, подвергающего анализу все явления жизни.
Новый этап творческого пути Брюсова отмечен тремя сборниками— «Зеркало теней» (1912),«Семь цветов радуги» (1916) и «Девятая камена» (1917). Самым значительным из них был первый —« Зеркало теней». В этом сборнике знаменательно обращение Брюсова к теме родины. Она звучит и в пейзажных стихах и в прямых публицистических обращениях («К моей стране», «Александрийский столп» и др.), в его подчеркнуто торжественном «Родном языке».
Говоря о главном недостатке молодых поэтов того времени, Брюсов подчеркивал, что она заключается в «поразительной, какой-то роковой оторванности всей современной молодой поэзии от жизни. Наши молодые поэты живут в фантастическом мире, ими для себя созданном...». Подобную оторванность от жизни ощущал Брюсов и в себе самом, требование сближения с действительностью не было для него декларативным призывом.
В эти годы происходит все большее сближение Брюсова с М. Горьким. Он участвует в журнале «Летопись», в ряде других литературно-издательских начинаний, инициатором которых был M. Горький.
Революционные события 1917 года Брюсов принял с восторгом. Сразу же после Февральской революции он активно включается в общественно-политическую деятельность, выступает как публицист, пишет целый цикл приветственных стихов. В горьковской «Новой жизни» он публикует стихотворение «Тридцатый месяц», исполненное гнева и отвращения к империалистической войне:
Достались в жертву суесловью
Мечты порабощенных стран:
Тот опьянел бездонной кровью,
Тот золотом безмерным пьян...
Такими представляются Брюсову ныне истинные вдохновители войны, ее сторонники и авторы ее славословий. Лжепатриотические призывы на поверку оказываются лишь опьянением от безмерного золота, стремлением к обогащению, вульгарной корыстью. Это выступление Брюсова вызвало раздраженную реакцию со стороны многих его недавних союзников. Резко антивоенная позиция Брюсова все более усиливала его отчуждение от кругов, поддерживавших Временное правительство.
За семь послереволюционных лет Брюсов выпустил пять небольших стихотворных сборников: «Последние мечты» (1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922), «Меа» (1924).
В декабре 1923 года Брюсову исполнилось пятьдесят лет. В день юбилея, 17 декабря, в Большом театре состоялось торжественное заседание. Событие по тем временам необычное, показывающее то внимание и уважение, которое оказывало молодое Советское правительство маститому поэту. Доклад на юбилейных торжествах сделал А. В. Луначарский. В грамоте Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, которая была вручена Брюсову, отмечались его выдающиеся заслуги. Особо подчеркивалось: «После Октябрьской революции он немедленно и твердо вступил в ряды ее работников, а с 1919 года в ряды Российской Коммунистической партии. Он воспел с присущим ему талантом этот величайший в мировой истории переворот. Последние шесть лет он неизменно работает на ниве коммунистического народного просвещения и является создателем и руководителем Института литературы, привлекшего к себе многие десятки пролетарских и крестьянских молодых поэтов, учащихся у него мастерству слова».
Отвечая на приветствия, Брюсов подчеркивал, что весь его творческий путь един, «...теперь, в последний период моей жизни,— говорил он,— я вернулся в «Дом отчий»,— так все это было мне просто и понятно. Никакой метаморфозы я в себе не чувствовал. Я ощущаю себя тем, кем я был». Он говорил о необходимости идти и дальше вперед, о своем стремлении окружить себя молодежью, чтобы учить ее и учиться у нее. «...мое самое большое стремление — быть с молодыми и понять их» — в этом он видел и свой долг и непременное условие дальнейшего продвижения в том деле, которому посвятил всю жизнь. Свою речь он заключил строфой А. Фета:
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду!
Брюсов был полон новых замыслов. В его архиве, среди его бумаг сохранилось немало проектов -и творческого, и литературно-издательского, и организационного характера. Но реализовать их ему было не суждено. Не прошло и года после того, как торжественно отмечался его полувековой юбилей, когда 9 октября 1924 года он умер.
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com